Интернациональная антикоррупционная неправительственная организация Transparency International исследовала положения законопроекта №7440 о разработке Высшего антикоррупционного суда и сделала вывод, что отдельные его положения не соответствуют советам Европейской комиссии "За демократию через право" ("Венецианской комиссии").

Как передает mediaUA, Об этом сообщается в заявлении организации, размещенном на ее веб-сайте.

А именно, как отмечается в заявлении, в документе предусмотрена только совещательная роль Публичного совета интернациональных профессионалов, а его нехороший вывод может быть преодолен Высшей квалификационной комиссией арбитров (ВККС) 11 голосами.

По словам организации, "Венецианская комиссия" рекомендовала предоставить интернациональным организациям и донорам решающую роль в процессе отбора арбитров.

"Во-2-х, предметная подсудность Высшего антикоррупционного суда не включает все злодеяния, подследственные Национальное Антикоррупционное Бюро. В то же время - расширена до целого ряда злодеяний, подследственных Государственной милиции Украины и Муниципальному бюро расследований. В выводе "Венецианской комиссии" верно обозначено, что юриспунденуия суда должна отвечать подследственности Национальное Антикоррупционное Бюро и САП. Это может загрузить Высший антикоррупционный трибунал очень огромным количеством дел", - говорится в заявлении.

Читайте на « mediaUA»: ОБСЕ не участвовала в разработке законопроекта об Антикоррупционном суде, - эксперт по судебной реформе Водянников

Transparency International считает, что законопроект устанавливает нереалистично высочайшие требования к кандидатам на должность судьи Высшего антикоррупционного суда, что, предсказуемо, не позволит подабающим образом провести их отбор.

"Таким макаром, есть обоснованные сомнения, что в случае принятия проекта закона №7440 "О Высшем антикоррупционный трибунал" он позволит выполнить независящий и объективный отбор арбитров и обеспечить соответствующее функционирование грядущего Высшего антикоррупционного суда", - сказано в заявлении.

Transparency International предлагает президенту Порошенко отозвать законопроект №7440 внести доработанный с учетом советов "Венецианской комиссии".

Напомним, 23 декабря в Верховной Раде был зарегистрирован законопроект об Антикоррупционном суде. А во вторник, 26 декабря, текст законопроекта об Антикоррупционном суде, который подал Порошенко, был обнародован на веб-сайте парламента.

Согласно тексту законодательной инициативы (№7440), Высший антикоррупционный трибунал – это повсевременно действующий высший спец трибунал в системе судоустройства Украины, задание которого - воплощение правосудия в согласовании с определенными законом принципами и процедурами судопроизводства с целью защиты лица, общества и страны от коррупционных и связанных с ними злодеяний и судебного контроля за досудебным расследованием этих злодеяний.

Читайте на " mediaUA": Более 60% украинцев считают борьбу с коррупцией в стране стопроцентно провальной, - опрос

Высший антикоррупционный трибунал должен производить правосудие в качестве суда первой и апелляционной инстанций в уголовных производствах о грехах, отнесенных к его юрисдикции (подсудности) процессуальным законом, также методом воплощения в случаях и порядке, определенных процессуальным законом, судебного контроля за соблюдением прав, свобод и интересов лиц в таких уголовных производствах. Территориальная юриспунденуия (подсудность) такового суда распространяется на всю местность Украины.

В состав суда входят судьи в количестве, которое определяется согласно закону "О судоустройстве и статусе арбитров" в границах расходов, предусмотренных в муниципальном бюджете Украины на содержание этого суда, и с отдельным установлением, в границах количества арбитров Высшего антикоррупционного суда и Апелляционной палаты этого суда.

У председателя Высшего антикоррупционного суда есть один заместитель, осуществляющий административные возможности, определенные председателем суда.

Председатель суда избирается в порядке и производит возможности, предусмотренные законом "О судоустройстве и статусе арбитров".

Читайте на " mediaUA": Коррупция в Украине является преградой для зарубежных инвесторов, – засол Швейцарии Шойрер

На должность судьи может быть назначен кандидат не младше 35 лет со значимым опытом воплощения в интернациональных межправительственных организациях либо интернациональных судебных учреждениях за рубежом проф деятельности в сфере права по вопросам противодействия и борьбы с коррупцией, со познаниями и практическими способностями внедрения современных интернациональных антикоррупционных эталонов и наилучших глобальных практик в сфере противодействия и борьбы с коррупцией, практики Евро суда по правам человека. Таковой кандидат должен соответствовать одному из критерий: имеет стаж работы на должности судьи более 5 лет; имеет научную степень в сфере права и стаж научной работы в сфере права более 7 лет; имеет опыт проф деятельности адвоката, в том числе по осуществлению консульства в суде и/либо защиты от уголовного обвинения - минимум 7 лет.

Для занятия должности судьи Высшего антикоррупционного суда проводится конкурс. Для этого кандидат должен подать в Высшую квалификационную комиссию арбитров Украины ряд документов.

Также читайте: Антикоррупционный трибунал должен быть интегрирован в судебную систему Украины, - председатель Венецианской комиссии Букиккио

Не могут быть назначены арбитрами Высшего антикоррупционного суда лица, которые перед этим в протяжении 10 лет работали (проходили службу) в органах прокуратуры, внутренних дел Украины, Государственной милиции Украины, Муниципальном бюро расследований, других правоохранительных органах (органах правопорядка), налоговой милиции, Службе безопасности Украины, таможенных органах, Государственном антикоррупционном бюро Украины, Государственном агентстве по предупреждению коррупции, Государственном агентстве Украины по розыску и управлению активами, приобретенными от коррупционных и других злодеяний, Антимонопольном комитете Украины, Счетной палате, центральном органе исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует муниципальную налоговую и таможенную политику; центральном органе исполнительной власти, реализующем муниципальную политику в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, приобретенных криминальным методом, либо финансированию терроризма.

Также не могут претендовать на должность судьи лица, занимавшие политические должности и имевшие представительский мандат; те, которые в протяжении последних 5 лет входили в состав руководящих органов политической партии либо находились в трудовых либо других договорных отношениях с политической партией.

Также читайте: Законопроект об Антикоррупционном суде может быть проголосован в первом чтении в январе, - Ира Геращенко

В законопроекте приводится еще ряд ограничений для возможных кандидатов.

Данная законодательная инициатива также предугадывает создание на 6 лет Высшей квалифкомиссией арбитров Публичного совета интернациональных профессионалов. Посреди функций этого совета – сбор, проверка и анализ инфы о кандидатах на должность арбитров Высшего антикоррупционного суда; предоставление Высшей квалифкомиссии арбитров сведений о кандидатах.

Кроме этого, предусмотрен мониторинг добропорядочности арбитров.

Согласно законопроекту, арбитре Высшего антикоррупционного суда, а в случае необходимости по его заявлению также членам его семьи, предоставляется круглосуточная охрана (обеспечивает Служба судебной охраны). Жилище судьи оснащается охранной сигнализацией и клавишами тревожной сигнализации.

Также читайте: Порошенко обсудил с главой МВФ Лагард создание Антикоррупционного суда

Судебные палаты Высшего антикоррупционного суда для воплощения правосудия в первой инстанции располагаются в границах 1-го населенного пт. Апелляционная палата Высшего антикоррупционного суда также располагается в границах 1-го населенного пт.

Апелляционная палата и судебные палаты Высшего антикоррупционного суда для воплощения правосудия в первой инстанции не могут располагаться в одном здании. Не считая того, Высший антикоррупционный трибунал, его палаты и аппарат не могут располагаться в одном здании совместно с другими судами, муниципальными органами, их территориальными, структурными подразделениями, представительствами, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями.

Закон вступает в силу со денька, последующего за деньком его опубликования.