Тарифы выростут, но и уровень жизни поднимется- правительство

Category: detail Published: Monday, 30 November 2015 Written by mediaUA

Ситуация в экономике просит конструктивных и честных реформ во всех сферах. Похвально, что правительство проявляет решимость. При этом, в самой болезненной сфере – сфере коммунальных тарифов – обещает поднять их стоимость с учетом настоящих цен на газ и остальные материальные ресурсы, как этого требуют международные кредитные организации. Конкретно потому правительство именует само себя «камикадзе», понимая нехорошие последствия такового шага для сбережений населения. Но так ли уж непременно идти по пути «камикадзе»? Разумеется вы сможете снискать уважение попыткой пробить головой стенку, но намного большее восхищение вызовет умение пользоваться головой, чтоб обойти стенку. И голова, и стенка будут целы.

Как действенным для сферы коммунальных услуг окажется увеличение тарифов? И в которых размерах? Недавний опыт Партии Регионов увеличения тарифов в 2-3 раза, в том числе, в юго-восточной Украине и в Севастополе, вызвал ярость потребителей, но не отдал настоящих результатов, а только оттянул деградацию коммунальной сферы.

Причина – отсутствие настоящей реформы принципов формирования тарифов на коммунальные сервисы. А меж тем, законодательные реформы в данной сфере способны сэкономить огромные ресурсы и снять огромную часть негативного эффекта увеличения тарифов за счет роста полезного эффекта САМИХ РЕФОРМ. Конкретно потому увеличение тарифов обязано ПРЕДВАРЯТЬСЯ пакетом реформ. Необходимо переходить на индивидуальное отопление, которое заблокировано коррупционерами - монтаж вентиляции и отопительных приборов окупается за 2 года если отключится от центрального отопления! А какая экономия тепло потерь!

К огорчению, ни правительство Азарова, ни ВСЕ предшествующие правительства Януковича, Тимошенко, Ющенко, Пустовойтенко и до Масола, эти трудности НЕ РЕШИЛИ.

Для упрощения будем говорить о примере сферы теплоснабжения.

1. Коммунальная сфера сейчас – это большой бизнес на потерях и утечках (потерях тепла, воды, перерасхода топливных ресурсов – газа, мазута, электроэнергии). Покрывается все это сейчас – ЗА СЧЕТ ТАРИФОВ для населения и компаний.

2. В сфере теплоснабжения сейчас употребляется наихудший в мире, несправедливый вариант двуставочных тарифов, убийственный как для населения, как для страны, так и для бизнеса. «Новая» система формирования этих тарифов, введенных и развиваемых во времена правительств Тимошенко и Януковича 2005-2011 годов, как как будто списана из анналов затратной русской экономики и НИКАКОЙ полезности экономике не несет – один вред.

Читайте: Украинцы переплачивают за тепло 12 миллиардов грн в год, - оценка

Напомним, двуставочный тариф состоит из 2-ух частей: условно-постояной – так именуемой платы за мощность, которая взимается как абонентская плата – часто, независимо от предоставления услуг; и условно-переменной – плата конкретно за предоставляемые сервисы теплоснабжения, взимаемая сезонно.

Вышеупомянутые две трудности могут быть решены во многом чисто законодательным методом, а эффект от их быть может таков, что на первом шаге может вообщем не потребоваться увеличение тарифов или оно будет незначимым.

В 2007-2012 гг. мне приходилось оказывать экспертную помощь избранному в 2010 году депутату-оппозиционеру Севастопольского городского Совета Василию Зеленчуку в подготовке проектов решений Севгорсовета по изменению тарифной политики в сфере теплоснабжения, оказывать помощь гражданам Севастополя (группам обитателей целых домов, подъездов, пенсионерам, организациям) в судебных исках против органов власти и коммунальных служб, легально действовавших на базе абсурдного тарифного законодательства. Моя степень кандидата технических наук, и опыт преподавания в техническом институте гарантировали определенный проф уровень таковой работы.

Но, господствовавшая в то время в горсовете Партия Регионов проигнорировала простый здравый смысл и инстинкт самосохранения и отказалась разглядывать все проекты и просто подняла тарифы в 3 раза. За что обитатели городка избрали Партию Регионов в достаточном пусть и наименьшем большинстве в 2010 году, а потом в народные депутаты в 2012 году.

В моей статье в «Украинской технической газете» от 24.12.2012, «Когда тарифы не греют» тщательно разбираются предпосылки пагубности работающих двуставочных тарифов, недочеты работающего законодательства, приводятся представления профессионалов, также предлагаются пути законодательных реформ, которые необходимо провести сначала.

Потому приведу только несколько суждений.

1. В 2011 году правительство Азарова под «угрозой» репрессий со стороны Януковича, в панике пробовало решить делему реформы тарифной политики. Практически за недельку, накануне 1 июня - когда правительство совместно с Януковичем косой прошлось по вице-премьеру Тихонову, его заму Хивричу, также ряду губернаторов, в том числе, Валерию Саратову из Севастополя, - было состряпано громкое постановление № 869 «Об обеспечении одного подхода к формированию тарифов на жилищно-коммунальные услуги» от 01.06.2011. Единственной новейшей строкой в этом постановлении было его «реформаторское» заглавие, весь остальной текст был практически скопирован со всеми ошибками из предварительно отмененных либо на сто процентов кастрированных прежних постановлений №955, №959, №529 и ряда остальных. Но беда сиим не закончилась: были отменены, пусть и кривые, но действующие, отраслевые методики сопутствующих расчетов в этих сферах, а новейшие не приняты.

2. Потом новосозданная Государственная комиссия по регулированию рынка коммунальных услуг (НКРКУ), возглавленная отставленным губернатором Валерием Саратовым, практически снова продублировала постановление №869 в собственных методиках. Следующая бурная деятельность комиссии сосредоточилась на умножении количества бумаг и новейших проектов постановлений с наименьшим эффектом.

3. По мнению украинских и русских профессионалов, анализировавших методики формирования тарифов в теплоснабжении Украины, ее работающая методика двуставочных тарифов признана наихудшей по последующим причинам:

а) Так как плата за мощность содержит в себе все неизменные издержки, у компании пропадают стимулы к понижению неэффективных издержек и оптимизации загрузки мощностей.

б) Совсем не учитываются интересы потребителей, принужденных покрывать издержки производителя заместо того, чтоб оплачивать стоимость приобретенных ими услуг: сами по для себя неизменные издержки никакой ценности для потребителя не делают.

в) Низкая толика переменных издержек и, соответственно, переменной составляющей тарифа уменьшает заинтересованность потребителей и компании в ресурсосбережении.

В газете «Подробности» в Севастополе нам приходилось не один раз публиковать коллективные обращения обитателей целых домов, в каких батареи были прохладными, но коммунальщики через суды и судебные приказы вынуждали обитателей часто платить абонентскую плату по 60-100 грн за месяц для одно-...трехкомнатных квартир.

Во всем мире употребляется эластичная система многоставочных тарифов, при этом на взаимовыгодной базе. В Украине законодательно-принудительно введена только одна. В Рф имеется, к примеру, 5 вариантов.

Добавим к этому. Работающая в системе расчетов тарифов нормативная прибыль взята из учебников русской плановой экономики. Так как прибыль не зарабатывается, а принудительно-законодательно выколачивается из потребителя. Ужаснее того, в данной системе предусмотрена так именуемая «инвестиционная» составлющая, которая является реинкарнацией все той же нормативной прибыли.

Читайте: Украина может раз в год экономить больше 11 миллиардов евро на энергоресурсах, - мировоззрение

Очередной аспект. Оценка условно-постоянной части тарифа теплоснабжения немыслима без энергоаудита. В Украине даже ссылка в законе на такую необходимость отсутствует. В итоге, потребитель теряет такую возможность, как понижение величины тарифов за счет мер утепления и энергосбережения в собственном жилье либо предприятии и т.д.

Чтоб оценить масштабы тарифного грабежа, за счет которого покрываются утечки и утраты, приведем результаты энергоаудита одной из огромнейших в Европе котельных в бухте Камышовая в Севастополе, произведенного при участии Агентства по интернациональному развитию США

«Сверхнормативная утечка воды составила в 2010 году около 530 тыс. м3 на сумму около 2,5 млн грн. С утечкой пропадает 21200 Гкал тепла, на которые затрачено 4,5 млн грн, перерасход электроэнергии при всем этом составляет 1,75 млн кВт.час на сумму 1,45 млн грн. Суммарные годовые утраты лишь по данной котельной оцениваются в 8,45 млн грн (что приблизительно соответствует 40% стоимости топливно-энергетических ресурсов котельной. – Авт.). Эти утраты предприятие несет на фоне низкого свойства теплообеспечения потребителей» («Слава Севастополя», №76, 2011).

Таковым образом, эти утраты никем не контролировались и могли завышаться и занижаться как угодно. Все равно они оплачивались за счет условно-постоянной части тарифов – абонентской платы потребителей. Посчитайте как можно понизить тарифы, ежели исключить лишь составляющую утрат. Точно также можно понизить тарифы, ежели усовершенствовать законодательство по расчету самих двуставочных тарифов. Но основное, тут покажется возможность стимулов для модернизации и действенных инвестиций.

Резюмируя произнесенное, правительство перед увеличением тарифов и цен на энергоресурсы должно провести «бесплатные» реформы законодательства в теплоснабжении, включающие:

- обязательное проведение энергоаудита поставщиков и потребителей услуг;

- усовершенствование либо расширение способностей двуставочных тарифов;

- разработка стимулов и мер по модернизации объектов теплоснабжения, также модернизации внутридомовых сетей;

- формирование экономически обоснованных тарифов на базе стимулирования энерго- и ресурсосбережения;

- договорная, а не планово-административная форма введения тарифов.

Ежели этого не будет изготовлено, то можно считать работу правительства непрофессиональной и вредной, и достойной участи «камикадзе». И напротив.

Новости Украины mediaUA