Полуостров останется без железной дороги , национализация не уместна. 14 марта "Укрзализныця" официально заявила, что ее собственность на местности автономии не перейдет в собственность Республики Крым. "Такового понятия, как "национализация объекта", в юридической терминологии либо работающем законодательстве страны не существует. Согласно ст. 4 закона "О жд транспорте", любые решения о изменении статуса и подчиненности компаний, учреждений и организаций, входящих в состав стальных дорог, вправе принимать только Кабмин Украины". Варианты отсоединения Крыма в УЗ серьезно не разглядывают. А напрасно.

Сначала, при отсоединении Крыма от Украины произойдет сокращение пассажиропотока. По данным Крымского министерства курортов и туризма, в 2013 году в Крыму отдохнули 5,9 млн человек, из их 1,5 млн — россияне. 70% туристов Крыма — наиболее 4 млн туристов в год — из Украины. Ежели Крым отсоединится, то пассажирским поездам из Рф придется два раза пересекать украинскую границу, в свою очередь, украинские отдыхающие также будут ездить в Крым как за границу, со всеми пограничными формальностями и потерей времени. Что касается грузового оборота, то по мнению главы Центра политического и экономического анализа Александра Кавы, в любом случае произойдет сокращение грузопотока, в особенности по тем грузам, которые идут транзитом и отправляются через порты Феодосии и Севастополя. Все запасные части термоусаживаемые кабельные муфты, кабеля, двигатели - все цехи по ремонту находятся на материковой Украине.

Оформление товарных потоков, докладывает ЦТС, через границу прирастит время прохождения грузов по маршруту, что навряд ли устроит отправителей, которые уже на данный момент занимают выжидательную позицию не направляют свою продукцию в крымские порты, тем лишая их способности заработать.

Не считая того, вероятнее всего, тарифы на транспортировку будут приведены к уровню РЖД, что означает, что продукты, которые направляются в либо из Украины будут переориентированы на остальные гавани. К примеру, сплавы из Севастопольского порта могут перенаправить в Николаев и Одессу. Уголь из Керчи уйдет в Южный, нефтепродукты из Феодосии — в Херсон. Украинские грузы — это порядка 50% грузопотока крымских портов (по итогам 2012 года).

Аналитики пока затрудняются огласить, как в случае отсоединения полуострова будет формироваться тарифная политика железнодорожников, и будет ли формироваться она вообщем, потому что поначалу нужно осознать, что конкретно может отступить в управление полуострова.

"Есть Приднепровская железная дорога, которая осуществляет операции, в том числе, и в Крыму. В Крыму нет стальной дороги, которая бы определяла направления пассажиропотоков, сформировывала поезда, определяла тарифы, и получала бы от этого выручку. Ежели они национализируют украинские вагоны и локомотивы, туда никто не пустит ни один поезд, а хоть какой состав, выехавший за границы Крыма, вернут в собственность "Укрзализныци", потому что он был незаконно похищен", — говорит старший аналитик ИГ "Арткапитал" Алексей Андрейченко.

Совместно с тем, ежели верить заявлениям первого вице-премьера Крыма Рустама Темиргалиева, опосля национализации инфраструктуры Крыма, власти хотят забрать в свою собственность дорогу, вокзалы, разгрузочные мощности и востребовать от компаний-грузоотправителей плату за использование ж/д инфраструктурой Крыма.

"Ежели это произойдет, то Крыму придется взять на себя сервис всей инфраструктуры региона, а у Приднепровской стальной дороги не будет необходимости брать с грузоотправителя плату за инфраструктурную составляющую на местности Крыма", — говорит Андрейченко.

В то же время, по словам профессионала, общественная величина тарифа может вырасти, лишь ежели власти Крыма будут брать огромную инфраструктурную составляющую, чем УЗ. "Такое быть может, или по корыстным мотивам, или из-за экономики масштаба, у УЗ хозяйство больше, потому на единицу длины пути и на одну станцию стоимость обслуживания ниже. Но грузоотправители чрезвычайно чувствительны к затратам, пустить грузы в Одессу либо Новороссийск не будет трудности", — резюмирует эксперт.

Не исключено создание собственной логистической компании. Как отметил Кава, компания быть может сотворена на базе, так именуемой, "Крымской стальной дороги", или же будет сотворено отдельное юрлицо, которое будет координировать и перевозки, и перевалку грузов в порту. Правда, действенная работа может начаться лишь опосля окончания строительства моста через Керченский пролив, а перспективы этого проекта пока только на бумаге.

Поэтому рассчитывать на мост через Керченский пролив, стройку которого, по словам Кавы, займет наиболее 3-х лет, пока рано.

"Кроме строительства моста, придется строить 2-ой ж/д путь от Керчи до Джанкоя и электрифицировать его", — ведает Кава.

Следует отметить, что схожий вариант с отсоединением стальной дороги в истории уже был. Китайско-Восточная железная дорога проходила через Маньчжурию и соединяла Читу с Владивостоком и Порт-Артуром. Дорога и полоса отчуждения вдоль КВЖД принадлежали Рф, но проходила она через местность Китая. Китай имел право купить дорогу через 36 лет опосля окончания строительства, а через 80 лет получал ее в полную собственность. Стройку началось в 1897 году, а 1 июля 1903 года КВЖД была пущена в эксплуатацию. С 1929 года китайская сторона пробовала захватить дорогу, что закончилось большим военным столкновением, известным как "конфликт на КВЖД". В 1935 году СССР и Маньчжоу-Го подписали соглашение о продаже КВЖД. В 1945 году, войска 2-го Дальневосточного фронта и корабли Амурской флотилии при поддержке воздушного десанта овладели Харбином и вернули под контроль СССР КВЖД.

В 1950 года в Москве состоялось подписание Контракта о дружбе, союзе и взаимной помощи меж СССР и КНР, соглашения о Китайской Чанчуньской стальной дороге, Порт-Артуре и Далеком (безвозмездно передававшимся Китаю), и соглашения о предоставлении СССР правительству КНР длительного экономического кредита. В 1952 году с передачей Китайской Чанчуньской стальной дороги Китаю русская история КВЖД была завершена.

Пока совсем не ясно, как будет работать жд инфраструктура Украины в случае отсоединения от нее Крыма, но на данном шаге можно огласить одно: регион растеряет ежели не весь, то значительную часть собственного главенствующего заработка — туристский поток, а за ним из Крыма может уйти и крупная часть грузоотправителей. Готов ли Крым заплатить эту стоимость за независимость?

Новости Украины mediaUA